Джун Сонода      

Катушка любит заботу!

 

    Я знаю много рыбаков, которые любят лазить в катушки.  Хоть каждую ночь - особенно зимой.  Да, катушки надо обслуживать и ремонтировать, но так и тогда, как и когда это полезно.  Расскажу немного об обслуживании кастинговых катушек Shimano, но эти истории типичны и для других катушек.

"Моя катушка перестала бросать..." 

    Прежде, чем отказаться от катушки [1], давайте проверим её.
    Раз вы пользуетесь катушкой и она у вас длительное время, значит что-то в ней изнашивается, портится. Что же износилось - настолько, что она "перестала бросать"?
    Большинство затруднений связано с повреждениями шарикоподшипников, вызванными несвоевременной смазкой или вообще её отсутствием, использованием несоответстующей смазки.  Причиной может быть использование на море катушки, не предназначенной для ужения в солёной воде.  И просто - очень долгое хранение без использования и обслуживания.  Современные катушки оборудованы большим количеством высококачественных нержавеющих шарикоподшипников, но и они умирают [2].  И быстрее, чем вы ожидаете - особенно без вашей заботы.  Поэтому советую почаще проверять катушку - так, как описано ниже.

    Сначала проверим состояние подшипников шпули.
    Отключаем все центробежные грузики, ослабляем механический подтормаживатель.  Нажимаем клавишу освобождения шпули.  Раскручиваем шпулю пальцем и определяем время её вращения по-инерции.  Для шпули без лески о хорошем состоянии свидетельствуют значения времени, указанные ниже (данные неофициальные) [3].
    Смазка фирменная, "родная"; с другой смазкой результат может существенно отличаться.

Модель Время
в среднем, с
Antares MG 14-16
Metanium XT "красный" 3-4
Metanium XT "серебряный", SF 12-14
Scorpion 1500/1501 с обычной шпулей 3-4
Scorpion 1500/1501 SF 12-14
Calcutta 200XT/201XT 4-6
Scorpion 1000/1001, внешние блоки отключены 12-15
Катушки Daiwa с MagForceV, установлен на "Min" 6-8

    Если результат меньше, следует проверить три шарикоподшипника (ШП) следующим образом.


    1. ШП на панели подтормаживателя (куда вставляется "дальний" конец оси шпули):
    Вставьте шпулю в этот подшипник вертикально и крутните.  С хорошим ШП шпуля вращается очень "гладко", без шума.  С плохим, поржавевшим - явно плохо и/или с шумами.

    2. Выньте ШП со стороны механического подтормаживателя и проделайте то же самое.  Будьте внимательны, пружинки и маленькие прокладки любят выпрыгивать.

    3. ШП на "длинном" конце вала шпули - у катушек с "нормальными" или перфорированными шпулями, но не SF-типа [4]:
    Держите шпулю за внешнюю обойму ШП, не касаясь вала и самой шпули.  Другой рукой крутните шпулю.  Она должна крутиться легко и ровно, без шумов.

    В любом случае, наличие красного или оранжевого цветов на ШП означает ржавчину и что он мёртвый (или умирает).

    Другие подшипники, если не рыбачить в солёной воде, можно не проверять достаточно долго.

    Если состояние ШП вызывает подозрения, промойте их в бутылочке лёгкого масла или бензина.  Скорее всего, трудности исчезнут.  Но если и после этого подшипник "шумит", он изношен и должен быть заменён.  Конечно подшипники типа ABEC [5] лучше обычных, но не намного - может быть, разумнее потратить сэкономленные деньги на леску.

"Проблемы с редуктором?.."

    Если слышен шум передачи, чувствуется вибрация при намотке:
    Сначала, всё же, проверьте два ШП шпули.  Затем, если катушка с SF-шпулей, проверьте ШП валика ведомой шестерни - показан красным, прикрыт тонкой металлической пластиной [6].  В него легко попадает вода - и тогда от него идёт шум и вибрация, похожие на шум от редуктора.  Если он шумит и раскрученный, например, на карандаше, - его надо заменить.  Этот ШП надо смазывать густой защитной смазкой, это силовой подшипник.
    Если и после этого есть вибрация - надо вскрывать катушку и разбираться с редуктором [7].  Если, конечно, вы в состоянии выполнить такую переборку.

"Я хотел бы заменить детали..."

    Мы продаём детали для "японских" моделей катушек Shimano и Daiwa.  Большинство из них подходит для "американских" моделей.  Контакт: question@japantackle.com

"Смазка - так много вариантов..."

    Выбирайте масло с умом.  Тонкие распыляемые масла, такие, как WD40, плохо подходят для ШП, постоянно имеющих контакт с водой.  Они быстро испарятся или смоются и начнётся ржавление или иное корродирование.  Для максимального срока службы используйте масла Shimano или Abu.

    Можно пользоваться другими специальными маслами [8], например, ReelX, RocketFuel, силиконовыми маслами и т.д.  Но помните, никакое масло не может существенно отличаться от других в смысле зависимости допустимого срока службы от вязкости ("густое" - "тонкое").  С тонким маслом требуется более частое обслуживание.  С вязким маслом или смазкой подшипники прослужат дольше, но "кидабельность" будет хуже.

"Как избежать трудностей?.."

    1. Читайте инструкцию!  Правда, инструкции к катушкам, импортированным прямо из Японии, будут на японском...  Инструкции для "японских" и "американских" катушек почти одинаковы, единственное существенное отличие - относительно смазки.  Для Японии катушки обычно идут с рабочей смазкой, а для США - в консерванте.  В-общем, если в бумагах и на упаковке видите стандартное обозначение "дождя" (спецзащиты от влаги), обратите на это внимание.

    2. Смазывайте вашу катушку  настолько часто, насколько возможно.  Что и как - обычно ясно из рисунков в инструкции.  В катушках Shimano ШП на обоих концах оси шпули надо смазывать не реже, чем через три выхода на рыбалку.

    3. Используйте соответствующее масло в соответствующем количестве и с соответствующей частотой.  Не брызгайте маслами-спреями на ШП, смазываемые консистентной смазкой, и вообще - "внутрь" катушки.  Тонкое масло просто смоет нужную смазку.  Если тонкое масло попадёт на редуктор, то консистентная смазка потеряет свойство удерживаться на рабочих поверхностях шестерен и они начнут "скоблить" друг друга.  Консистентная смазка используется для шестерен и их опорных ШП, в рукояти, механизме освобождения шпули и т.д. - почти для всех скользящих и перемещающихся частей
    "Родное" масло немного гуще, чем в часто используемых спреях, зато и лучше держится на ШП, продляет срок их службы.  Так как подшипники маленькие, достаточно вводить каплю смазки или ещё меньше.  Избыток масла будет путешествовать по катушке и ухудшит жизнь другим частям механизма.

    4. Сушим, чистим.  Сушите катушку после рыбалки.  Если уронили в воду - не пользуйтесь, пока не высохнет.  Иначе вода смешается со смазкой - и будут проблемы.
    Содержите катушку в чистоте - от грязи ничего, кроме вреда.  Если чувствуете затруднения во вращении, а перед этим роняли катушку в песок - не насилуйте механизм.  Возможно, частицы песка попали между шестернями и вы их повредите.  Надо вскрыть катушку и полностью вычистить.

    5. Промывайте катушку  в струе водопроводной воды после использования в солёной или грязной.  Конечно, просушивайте и смазывайте после этого.

    6. Немного затрат  для долгой и хорошей службы.  Шарикоподшипники, ведомая шестерня и другие детали задуманы как заменяемые элементы.  И не только на случай экстренной необходимости.  Если производить регулярное обслуживание со своевременной заменой изношенных деталей, катушка будет служить очень долго "как новая".  Лучше всего принять за правило делать такое углублённое обслуживание каждые один-два сезона.  Ваша катушка не настолько дешева, чтобы её выкинуть после нескольких сезонов!

Комментарии переводчика

    1.  В оригинале - "send back", т.е. "прежде, чем вернуть продавцу". Адаптирую...
    2.  Нержавеющие - керамические и металло-керамические (обоймы из нержавеющей стали, шарики керамические). Просто "нержавеющими подшипниками" обычно называют подшипники с обоймами из нержавеющей стали и особопрочными шариками из "подшипниковой" стали - ржавеющей. В любом случае, все изнашиваются, а какие медленнее - на этот вопрос ответа нет. Много зависит, действительно, от периодичности и качества ухода.
    3.  Позволю себе подчеркнуть:  "для шпули без лески" для данной катушки.  Т.е., не стоит сравнивать катушки между собой "вообще", исходя из этих цифр. Слегка крутнуть пальцем пустую шпулю и раскручивать до огромной скорости приманкой, причём заполненную шпулю, - совершенно разное.
    4.  С концепцией SF по Shimano можно познакомиться в другой статье Джуна: Лёгкие шпули.
    5.  Джун немного путает. ABEC - ни более ни менее, чем ОСТ на подшипники и оговаривает допуски-посадки. В гражданском применении используют подшипники по ABEC-1 - ABEC-7, в катушках "серьёзных фирм" от ABEC-3 и выше. Скорее всего, он хотел сказать: "металлокерамические подшипники" или просто - "подшипники более высокого класса точности (по ABEC)".
    6.  Напомню, что речь идёт о типичной конструкции Shimano и в других катушках, хоть аналогии и работают, но расстановка и назначение подшипников иные. С чем полностью согласен - подшипник в этом месте работает в самых тяжёлых условиях и требует повышенного внимания.
    7.  Хочу отметить: Джун считает, что до этого "уровня" каждый пользователь и может, и должен заботиться о катушке, обслуживать её.
    8.  В оригинале - "after market oils", т.е., если буквально - "послепродажные масла". Устоявшегося синонима не припоминаю.

Источник: http://www.japantackle.com/Maintain_fix_reels.htm
Перевод: Владимир_Казань, 4.07.05
Оптимизировано для IE5+ 800x600

 
 
 
 
Установлены 2-4.01.2006 Fishing Topsites
image linking to 100 Top Bait and Tackle Sites Vote for Us at The Outdoor Lodge's Top Fishing Sites Rambler's Top100 Click Here to Visit!