ТРИМАРАН СПИННИНГИСТА 

 
Недорогие производимые фабрично и продаваемые народу маломерные плавсредства - кроме спортивно-гоночных и туристических - страдают одним и тем же недостатком: претензией на универсальность. В результате получается нечто полупромыслово-прогулочное, наилучшим образом подходящее лишь для браконьерства и пьяного хулиганства.
Плавсредств, ориентированных на современное рыболовство со спиннингом и нахлыстом, в номенклатуре и продаже - нет
 
Часть 1.  ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО - ЖЕЛАЮ

У меня есть машина и гараж. Есть спиннинги, приманки и подразумеваемая всякая всячина. Всё рыболовское богатство в походном виде тянет не более двух кг и компактно: я даже не вынимаю из багажника в пропащее время, т.е. между рыбалками. Как и кое-что из амуниции... Смотришь: солнце еще высоко, а впереди еще один зря прожитый вечер - если не рвануть... И, бывает, рванешь.

Чаще - в облов. Понятно: без лодки...

"Плавали - знаем". На теплоходах, кометах-ракетах, буксирах, дюральках, ялах, дощаниках, байдарках, надувашках, катах, плотах. Все хороши - по-своему; ни одно - не подходит.

Не буду заходить издалека: к делу.
Что нужно мне (спиннинг, машина, гараж... желание не рисковать, иметь разумный комфорт при разумных физических нагрузках и эстетическое удовольствие)?
Предельно легкий картоп. Очень ходкий. Остойчивый и непотопляемый. Не валкий. Достаточно прогонистый. Не боящийся контакта с тройником. Не требующий обслуживания и возни со сборкой-разборкой.
Всего-то...

Расшифруем желания.
Легкий.
В моем понимании - до 15 кг.
Картоп.
То, что легко и удобно помещается на крышу авто и снимается с нее. Кстати: желательно - без багажника. Жесткая конструкция с шириной, близкой к ширине крыши и должна сама крепиться как багажник - зачем ещё нечто промежуточное? (Разве только - делающее более удобной саму погрузку-разгрузку: не багажник как таковой, а полосы-направляющие; может быть - с защелками по месту).
Ходкий.
Это значит, в пересчете на спокойную воду, те самые "желание... иметь разумный комфорт при разумных физических нагрузках и эстетическое удовольствие" на 3...6 км/ч - часами! А по-потребности - ускориться до 10. Веслами.
Остойчивый.
Примерно так: не переворачивается и не черпает при свешивании наружу - пузом на борт.
Непотопляемый.
Тут две стороны. Во-первых, не склонный демонстрировать свою непотопляемость. Т.е., игнорирующий такие мелочи, как осока, ветки, коряжки - или второй тройник воблера, которым щука пытается поймать рыбака. А собственно непотопляемость - в моем понимании - значит: с пробоиной в днище можно продолжать грести. Хотя и в подмоченном состоянии и с бóльшим трудом.
Не валкий.
После движения-заброса блесны из положения стоя по средней линии не требуется дергаться, ловя равновесие. Т.е., качнуться плавсредство может, но не предательской подсечкой, а солидно: прилегло-уперлось-встало.
Прогонистый ("достаточно"! прогонистый).
В моем понимании - по подводной и наводной растительности, а также мелководью - без проблем. Среди надводной (камыши) - с трудом, но можно.
Не боящийся контакта с тройником. Не требующий обслуживания и возни со сборкой-разборкой.
Как написано.

Повторю: каждое плавсредство хорошо - по-своему.
Я говорю о потребности человека, живущего в довольно населенной местности (горожанина), склонного к знакомству с водоемами и их обитателями в-основном близлежащими, но не около дома - в 30...150 км, причём не желающего засиживаться на одном месте.
Ряд указанных качеств плавсредства (легкость, ходкость, остойчивость, непотопляемость) в исполнении "более-менее" - совершенно не удовлетворят. Нужен именно максимум возможного.

Основные наши водоемы: Волга, Кама, Свияга, Мёша. От узких проток до многокилометровой шири. При этом мест для пешего подхода - крайне мало, а те, которые есть, - либо по характеру бесперспективны, либо сделаны такими - прессингом, браконьерством.
Тем более нет подъездов к перспективным местам (а там, где видится что-то заманчивое, - всплывшие ... захапали берега, загородили, перекопали, опутали колючей проволокой, выставили быков и даже "народную милицию").
Машину где попало бросать нежелательно (хоть и приходится). В любом случае, до спуска на воду плавсредство надо ещё дотащить.
С учетом обхода-обплыва неудобий, собственно перемещения по ходу рыбалки - дорожкой ли, спиннингованием - и возврата - получается до десяти км.
Непредусмотренные купания крайне нежелательны. Настолько, что к ним надо относиться - и сделать всё возможное для предотвращения - как к автокатастрофе. Это в компании доночников на надувашках взаимовыручка спасает, а перемещающемуся километрами одиночке-спиннингисту на помощь рассчитывать нельзя.
По всему по этому и говорю выше: "максимум возможного".

 
За приобретение одних качеств надо всегда расплачиваться утратой других. Чем же я готов расплатиться? Об этом - далее, когда прояснятся контуры желаемого.
 

Часть 2.  ЧТО ИМЕЕМ(*)

Что и в какой степени удовлетворяет желаниям из имеющегося в продаже?
Опять же, не растекаясь мыслию, укажу конечный результат титанической работы по поиску хоть как-то близкого.
Удовлетворительно удовлетворяет: нет.
Удовлетворяет по наибольшему числу пожеланий, но в сумме - нет: 1. Надувашка-двухместка; 2. Меньшие из пластиковых фофанов; 3. Разные байдарки и каноэ. Для прояснения собственных потребностей - и учета при "синтезе" - полезно вкратце оценить эти конструкции, что и сделаю далее.
Итак: надувашка-двухместка класса "Волна-2", с настилом - Н-2; пластиковая "прогулочная лодка" ("Малютка", "Онего", "Диана" и т.д.) - ПЛ; байдарки каркасные, каркасно-надувные и надувные, не менее, чем двухместные по паспорту - Б-2; жесткое каноэ - я видел 3 модели, все заявлены как трехместные - К-3.
В нижеследующей таблице оценены такие качества, как легкость (Лег), ходкость (Ход), остойчивость (Ост), непотопляемость (Неп), невалкость (Нев), прогонистость (Про), надежность в смысле "не боится контакта с тройником и коряжкой" (Над), комфорт - в том смысле, что после дня рыбалки ноги-руки вполне гнутся, а спина... (Ком) и вообще удобство хранения, погрузки-разгрузки, подготовки к плаванию и наоборот (Под). Оцениваю тремя значениями: "+" - приемлемо; "-" - неприемлемо; "0" - могло бы быть приемлемо, если всё остальное удовлетворяет.
Я же хочу как минимум то, что обозначено в последней строке (ЯХ)...

Таблица 1.
 

   Лег    Ход    Ост    Неп    Нев    Про    Над    Ком    Под  
  Н-2  +-+0+(-)0-00
  ПЛ  -00000+0-
  Б-2  +(0)+-0-0--0(-)
  К-3  --000++0-
  ЯХ  ++++00000
 

(В ячейке Н-2/Нев "+" характеризует собственно невалкость, в "вертикальном" понимании, а "-" - верлявость по горизонту, от любого энергичного движения; в ячейке Б-2/Лег "+" относится к надувным, "0" к каркасным; в ячейке Б-2/Под "0" относится к надувным, "-" к каркасным).

(*Что не имеем.

Катера, яхты, гидросамолеты, подлодки... могли бы иметь, но - не надо.
За бугром есть ещё рыбацкие катамараны и всякие складные лодки.
По поводу катамаранов. Есть свои достоинства, но по ряду характеристик и, значит, в комплексе, - те, что я видел, "ЯХ" не удовлетворяют: либо резина, либо вес, а обычно и то, и другое. И комфортными можно назвать разве в условиях лагун Океании.
Складные, - как принцип, а не конкретная конструкция, - это хорошо. Дело только в том, что складная конструкция всегда будет тяжелее аналогичной нескладной. Вот если бы у меня было нескладное "ЯХ" килограммов в 10, тогда можно было бы подумать и о складном - в 15...
Забегая вперед, о складной лодке скажу одно. Складная - совсем не обязательно должна быть компактно складывающаяся. Вполне достаточно, чтобы куль удавалось провозить в автобусе и поезде. Отлично - если умещается во внутреннем багажнике легковушки. То есть, примерно до 120х60х30 см - при весе до 15 кг - приемлемо.
Кстати - обращаюсь к производителям каркасно-шкурных байдарок: очень узкую и недлинную байду, но с твердыми аутригерами (типа тех, что увидите далее), уключинную (двухместка - с тремя веслами: парные и канойное), с высоким креслом, простой конструкции - я бы купил не задумываясь! Даже если - в комплекте - чуть тяжелее.

Забугорные складные лодки господа торговцы здесь не предлагают. Причина понятна: по рассмотрении - барахло, которое по их цене покупать стыдно - следовательно, и продавать трудно. Из катов слегка предлагают севилоровский Фишъяк. Цена (от 230 долларов) в России при этом удваивается... Да еще надо гортекс на лето и неопрен на холод.
Это скучно.

Вообще же, моя оценка Фишъяка, HFY, такова (здесь "?" означает: то ли "0", то ли "-"):


 
   Лег    Ход    Ост    Неп    Нев    Про    Над    Ком    Под  
  HFY  +?+?00??0
 
 

Часть 3.  ТУПИК ФРУДА

Если это не плот и не доска, плавсредство должно иметь борта.
Независимо от всяческих расчетных тонкостей - они должны быть довольно высокими. Даже у отлично всходящей на волну лодки это не менее 30 см в середине, а на носу и в корме - желательно больше. Примем за среднее 40 см.

Безмоторная лодка, чтобы быть ходкой, должна иметь форму веретена. Отношение длины к ширине в плоскости ватерлинии - чем больше, тем лучше. У гоночных байдарок это число уходит за 10. У надувашек - иногда и 2 нет... У маленьких пластиков - где-то между 2 и 3, у "неспортивных" байдарок и каноэ около 4 или чуть больше.
Поэтому - из опыта - и принимаем: не менее 4. (У К-3 в "Ход" поставил "-" потому, что "Ход" - это не только крейсерский режим, но и разгон, маневр, торможение; а 50-килограммовой 4,5-метровой посудиной маневрировать, да одной лопастушкой... В-общем - "кошмарное корыто", по выражению обладателя в одном из форумов.)

Теперь немного посчитаем.
Мой вес со снастью и амуницией плюс 5 кг для допустимого улова - около 100 кг. Это значит, что  полного водоизмещения плавсредства достаточно 300 л. Примем, что оно имеет форму параллелепипеда (вполне допустимо - увидите дальше). Зная высоту борта (4 дм), отношение ширины к длине (0,25) и водоизмещение, получаем из:

(длина) х (ширина = 0,25 длины) х (глубина = 4) = 300

- длина = 1,7 м;
- ширина = 0,43 м.

Да.....
Вот о таком "параллелепипеде", видимо, и говорят: душегубка. А между прочим, почти таковы родео-каяки, только они ещё ниже раза в два (плавучести - под 200 кг - всё равно достаточно): каякеры брызг не боятся, каякеры их любят... Больше всего обсуждается: насколько легко "эскимосский переворот" делать.
 
И прыгают с ними с 30-метровых водопадов. Написал "с ними", а не "на них", поскольку тот-в-том или тот-на-том - здесь уже не разберешь: то ли лодка, то ли разновидность плавательного костюма. Очень большие и жесткие трусы из полиэтилена с пенопластовыми вставками.
 
43 сантиметра, это - 21 см рычага. На ступню в сторону - и его нет, стоишь на краю обрыва в воду... В-общем, из практики знаем, что стоять в лодке, не имея хотя бы по 50 см до бортов, - значит рисковать. А от метровой ширины обратным счетом получается: длина за 4 метра, водоизмещение - далеко за тонну.
Теперь, если хорошо скруглим наш параллелепипед поперек и хорошо заострим вдоль, получим: 1 м ширины, 4,5 м длины... под тонну водоизмещения... И куда же девать эту тонну?!
Правильно: объявить посудину трехместной, выдав это за достоинство. Так, мол, мудро, и задумано.
- 50 кг? - Так для троих - совсем не тяжело. А крыша у авто на 60 рассчитана!..
 
...Всё учтено могучим ураганом. То бишь, конструкторами К-3. Это - именно характеристики "Таймыра", "Кугарчи" и "Адаманта".
 
Тупик им. Фруда: или "на троих", или в ящик. Или - плюхай на резинке, как все. Или - вертухайся на байде, умник...
 

Часть 4.  ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО - ТРИМАРАН

Пластики делают почти плоскодонные, килеватые и "с тримаранными обводами".
Самые маленькие - почти плоскодонные. Остойчивость у них достаточная, но с невалкостью дело хуже. Ходкость - совсем так себе: выход из тупика им. Фруда в ящик. При том, что водоизмещения - всё равно в огромном избытке, а посему и вес от 25 кг и выше.

Для повышения остойчивости и снижения валкости на "старших" моделях (40 кг и более) применяют "тримаранные обводы".
 

Спереди "тримаранные обводы" выглядят так:
 
 

  
 
 
 
Здесь показан "сэндвич", тип "корпус в корпусе". Уберем пока "лишнее", что не относится к обводам (щелкните по рисунку).
А теперь разовьем "тримаранные обводы" - до тримарана (щелкните). И подправим геометрию, габариты (щелкните).

Вот что мы получили (щелкайте...):
   
 

  
 
 
 
(голубым цветом выделена плоскость ватерлинии). Вариант 1 - явно с запасом: с остойчивостью плота, "полуторка". Я бы предпочел нечто ближе к Варианту 2.

Килеватость гондоле совсем не нужна: килеватости у тримарана и так предостаточно.
Аутригеры здесь - как видите - именно аутригеры. Не псевдо - как у "тримаранных обводов", и не "страховочные поплавки" - как у некоторых яхт и самоделок для байдарок. Они именно несущие, "упирающиеся" настолько, насколько нужно для удовлетворительной невалкости, с одной стороны, и имеют выраженную прогрессивную выталкивающую силу при больших наклонах, обеспечивая остойчивость, с другой. Важно отметить: невалкость вступает в противоречие с ходкостью (увеличение поперечного сечения аутригеров по ватерлинии увеличивает невалкость, но снижает ходкость - много удлинять аутригеры тоже нельзя, так как либо палубная часть получится тупорылой, либо они слишком зажмут основную рабочую зону - задне-боковой сектор), поэтому нужен компромисс.

Размеры - надо подбирать, пробовать.

Ширины гондолы, думаю, достаточно 50...55 см. В кокпите это примерно столько же, сколько у привычной Н-2, и много больше, чем у Б-2 (особенно - надувной), причем ощущаться будет ещё шире за счет более высокой посадки, твердой опоры под ногами и небоязни прислониться острым, прислонить острое к борту: вертеться можно не сторожась.
Длина - соответственно - 2 м или чуть больше. Можно и длиннее, до 3 м, - но это только если в вес заведомо удается уложиться, и жесткость-прочность не страдают. В кокпите всё равно достаточно привычных по Н-2 одного-полутора метров.
Высота борта 30...40 см в середине, а на краях лучше побольше, до 45 см.
В целом обводы гондолы - лучшее от байдарки и каноэ на концах, но без ромбовидности к середине, как у некоторых (для остойчивости) делается: параллельные борта от носового до кормового сужений. Надводную часть кормы лучше слегка срезать: это упростит погрузочно-разгрузочные операции, да и хранить можно будет стоймя, на плоском пятачке-транце. Здесь же можно смонтировать одно-два универсальных гнезда типа подуключин; в-частности, можно вставлять колёсико (или колёсики) для ручной транспортировки, шкив-лебедку кормового якоря или лота и т.д.

Если в вес укладываемся, крылья аутригеров и их верхние части можно сделать заедино с небольшой палубой в носу. Передние кромки крыльев следует - сколько удастся - сделать скошенными назад, причем аутригеры не должны выступать за эти кромки.
Общие слова о выборе геометрии аутригеров я уже сказал чуть выше. Обводы у ватерлинии - подобно гондоле, только с еще большим отношением длины к ширине: таким образом, усредненное отношение для всего тримарана, полагаю, можно считать эквивалентным 4...4,5 для монокорпуса. Заднюю узкую кромку следует сделать почти вертикальной, только с переходным скруглением внизу, а переднюю скосить по плавной дуге: это нужно и для прогонистости, и для большей прогрессивности выталкивающей силы при наклонах корпуса.
Длина аутригеров, профиль и, особенно, вынос - требуют очень тщательного подбора: они как взаимозависимы, так и зависят от окончательного выбора габаритов и геометрии гондолы. Без моделирования и опытных образцов тут не обойтись. Пока же укажем ориентировочные значения: длина аутригера по ватерлинии - 90 (+30-30) см; ширина по ватерлинии - 12 (+10-7) см; габарит тримарана с учетом аутригеров - 140 (+20-30) см.

С остойчивостью при указанных размерах и геометрией, примерно показанной на эскизах, проблем быть не должно. С невалкостью - сложнее.
Вообще-то, для меня невалкость не является критическим требованием: в Таб.1, как видите, в "ЯХ/Нев" стоит "0". Имея высокое и удобное сиденье, пользуясь коротким "быстрым" спиннингом и легкими приманками, постоянно перемещаясь по водоему, мне нет особой нужды и вставать в лодке. Метр до носа и до кормы, вытянутая рука уже выходит за габариты не только гондолы, но и за аутригер, - так что спиннингом, подсачеком или багориком могу пользоваться и без вставаний-перемещений.
Но, во-первых, вставать иногда и по делу, да и размяться - нужно. Во-вторых, очевидный минимум невалкости: при забросах (как и при аккуратном движении) лодка не должна "плюхать" ни корпусом, ни аутригерами. Не только явно "плюхать", но и волны создавать - как можно меньше! Это очень важно. Рыба быстро привыкает к неподвижным и бесшумным предметам; быстро успокаивается, будучи настороженной движением или шумом (волной) - так, что удочник дождется, но у спиннингиста такой возможности нет.
Невалкость можно повысить, подключив к балансу выталкивающих сил, действующих на аутригеры, гидродинамическую стабилизацию - придав подводным частям форму крыла или бульбы.
 

 
Но результат в смысле шумности может оказаться и обратным! - Надо экспериментировать.

Кромки аутригеров - самая критичная часть судна в смысле опасности повреждения: при навале на каменистый берег, наезде на техногенные препятствия и даже при неаккуратной посадке-высадке. В-принципе, вылом в кромке аутригера, заполненного пенопластом, мало скажется на эксплуатационных качествах. До капремонта можно ограничиться - на всякий случай - заклейкой поврежденного места лейкопластырем.
Кромку можно усилить накладкой из более прочного материала. Но, может быть, лучше наоборот: снабдить эластичной накладкой, которая и сама не сразу разрушится (тогда можно и заменить), и, демпфируя нагрузки, защитит всю конструкцию. (RIB наоборот...)
 

 
Подуключины следует установить ближе к внешней стороне крыльев, может быть, с небольшим развалом. Лучше не ограничиваться парой, а сделать целый ряд на каждой стороне. Кроме возможности лучшей центровки и выбора пары по конституции гребца (а вообще - позу надо менять почаще: полезно для здоровья), а также при наличии пассажира, груза, - такие ряды могут служить как силовой элемент, связывающий верхние и нижние поверхности крыльев. С другой стороны, именно через эти отверстия: четыре крайних или шесть, со средними, или даже все, - целесообразно закреплять судно на крыше авто. Для распределения нагрузки места установки подуключин следует усилить; для пластика, возможно, заформовав в обшивку металлическую пластину.
В задней части гондолы, где нет палубы-крыльев, требуется отбортовка (брус).

Более подробно останавливаться на средствах обеспечения прочности и жесткости корпуса сейчас нецелесообразно. Решения прямо зависят от выбранных материалов - а этот выбор пока не сделан.

Возможно, полости - крылья, аутригеры, а также специальные полости в носу и под сиденьем - следует заполнить пенопластом.

...Что мы при этом теряем? (Выше я обещал сказать, чем готов расплачиваться за желания: время подошло).
А вот что теряем:
 

 
- часть внутреннего пространства и водоизмещение (красным показано исключенное "безвозвратно", светло-красным - которое частично можно использовать: полости-пеналы в крыльях).

А зачем они нам?!!
Ящики с сетями, динамитом, аккумуляторами, водкой... мы возить и не собирались. А водоизмещение - так мы только тем и занимаемся, что пытаемся и Фруда соблюсти, и от него - водоизмещения - окаянного избавиться.
"Проснитесь" и задумайтесь: зачем нужна ширина кокпиту, если остойчивость-невалкость обеспечивается другими средствами? Чтоб сунуть руку в воду, вы всё равно должны тогда смещаться к борту и - прощай Ост/Нев, прощай все бестолковые л/кг... А поёрзать - и 50...55 см достаточно.
 
Между прочим, по такому пути идут бурно развивающиеся забугорные прогулочные полиэтиленщики ("Escape Sailboats" и др.). Из соображений безопасности они решительно сжимают кокпиты и на любительских микрояхтах - так, чтобы наездники удобно себя чувствовали только там, где им и место из соображений наилучшей центровки. А полые борта играют роль спонсоров - работающих только при крене "поплавков": минимальный вариант "тримаранистости"... Нечто подобное, по-видимому, сделано и в питерском стальном "Карасике" (www.karasik4.narod.ru).
Спонсоры издавна применялись в самоделках, - например, в виде надувных "колбас" у бортов переделанной в раскладушку-лодку - раскладушки-кровати. И сейчас у надувного "Егеря" предусмотрена возможность пришнуровать "колбасы" поверх бортов ("надувные були" - хотя, я полагаю, булем принято называть несколько иное: гидродинамический спонсор-крыло, свойства которого проявляются в-основном на высоких скоростях).

 
Конечно, так - бесплатно - не отделаешься. На тримаране через надводные заросли продраться куда сложнее, чем на К-3. И при вываживании аутригеры могут мешаться. Хотя последнее вполне компенсируется уменьшенной длиной судна, упрощая обвод рыбы вокруг лодки (я не представляю себе, как со спиннингом 2,1 м обвести 4,5-метровый К-3... на больших надувашках люди ломали хлысты).
Зато, притопив аутригер, на него удобно вытащить рыбу; и разобраться с ней здесь - как на столе: освободить от крючков, померить... и, в зависимости от вашего размера, - в родную стихию или в трофеи...
Зато - еще и подуключины прекрасно-широко разнесены (как у скифов!), позволяя использовать длинные весла, с менее криволинейной траекторией лопастей.(*)
На большой неровной волне, конечно, просвета под крыльями-несущими может не хватить, корпус начнет упираться "грудью". Ходкость упадет, - но вот подъемная сила - подпрыгнет. И еще неизвестно, что окажется полезнее. В-общем, обычное дело: в волну выше рекомендованной - не суйся; застала - тяни домой.
А еще: в крыльях можно сделать пеналы для спиннингов, тента и прочего...
А уж запаса плавучести... Полостей в аутригерах, крыльях, а также в носу и под сиденьем может хватить даже для того, чтобы при пробитом днище поверхность сиденья - и то, чем сидим - остались над уровнем воды!

(*)  "Плясать" надо не от катеров, а именно от скифов (судов для академической гребли): тогда и в вес уложиться - по аналогии - не будет проблемой.
Конструировать и производить надо не лодку "вообще", а отнестись к этому именно по-спортивному: всё должно быть направлено на специализацию и достижение на этом пути наилучших параметров.
 

Часть 5.  ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО - ТИТАН

Да, мне объяснили, что варить лист 0,5 и менее сейчас на судо- и авиа-заводах уже не умеют... Совсем не удивительно: вчера в магазине маленькую мочалку видел - так и то уже лейбл по-басурмански; хотя цена и по-русски, но совсем уже не наша: 140 р... Вот это - дожили. Русский мужик уже как бы одну маленькую мочалку за трудодень сделать не в состоянии...
Ничего. Пскопские - прорвемся. Главное - спокойствие и терпение сохранять-воспитывать: с помощью рыбалки, конечно...

Впрочем, пугать начинают с цены.
Посчитаем.
Сейчас титан продается свободно и не то, что в дефиците, а, скорее, наоборот. Просят 300 р/кг, но, видимо, можно и сбивать цену. В перспективе же следует ожидать падение цен: ископаемое из самых распространенных (как-никак, 4-й по запасам металл на планете), а способ извлечения их руд - дорогостоящ только пока экзотичен и "молод" (50 лет как начали осваивать).
Но пусть будет 300 р/кг. При листе 0,5...0,4 мм всего металла надо, с учетом усилений и плотности сплава около 4,4 кг/куб.дм, - порядка 6...10 кг. То есть, на 2...3 т.р.
Ничуть не больше, чем за материал на стеклопластиковый корпус. И, в любом случае, в конечной цене стоимость материала никак не оказывается определяющей.

Достоинства титановых сплавов (если кто не знает): твердость, упругость - примерно как у стали; не хрупки; усталости подвержены менее, чем сталь, и много менее, чем дюраль; если сварены хорошо, то шов не создает напряжений; при хорошей штамповке склонны "запоминать" форму; не корродируют - значит не требуют окраски (а это - лишний вес); легко расцвечиваются анодированием.
 

Часть 6.  ЛИТЬ ИЛИ КЛЕИТЬ?

Из пластика можно либо отливать (литье под давлением, горячее прессование, расплав во вращающейся форме; обычно - полиэтилен), либо клеить (стекло-угле-пластики и прочие композиты; клеят либо под давлением, либо, наоборот, в вакууме - это тоже позволяет отчасти уменьшить пористость и, тем самым, увеличить прочность и долговечность).

То, что я видел и щупал из полиэтилена, - тяжеловато, мягковато. Но браковать этот подход совершенно не стоит. Полиэтилен - полиэтилену, технологии - технологиям - большая рознь. Есть сорта с весьма высокой прочностью (Dyneema - тоже ведь полиэтилен!); при грамотном конструировании, я думаю, можно и жесткость соблюсти, и в вес уложиться. А плотность материала около 1 кг/куб.дм, дешевизна и полная небоязнь воды - замечательные качества.
Одно "но", но существенное: без уже готовых прессформ даже и опытный образец не сделаешь. То есть, реально, - надо отработать конструкцию с другими материалами, продвинуть на рынке, и только потом решаться на затраты по прессформам. А конструкция-то всё же не один-в-один, зависит от материала... Или - рискнуть и, может быть, - попасть.

Слоистые пластики и другие композиционные материалы потяжелее (до 2,2 кг/куб.дм). Требуют тщательного компромисса между прочностью и хрупкостью. Слабы на истирание: если царапины на полиэтилене (пока не насквозь!) мало влияют на живучесть корпуса, то у слоистых пластиков становятся очагами разбухания-высыхания с последующим расслаиванием, трещинами (титан - того вообще поцарапать крайне трудно).
Много ручного труда, и не в самой здоровой атмосфере. Опытный образец по этой технологии "на коленке" сделать можно, но он будет весьма далек от задуманного: "болван" всё-равно нужен. Всё-же, при высокой технологии, при выборе соответствующих компонентов (недешевых...), - таким образом можно сделать замечательную конфетку.

Конечно, легко и прочно из той стекломешковины, которая предназначена для изоляции теплотрасс - совсем уж конфетка не получится... Но вот у меня в руках плетенка из Dyneema. Прочность стали: d=0,10 мм имеет на разрыв 10 кг, - и плотность менее 1 кг/куб.дм. Пропитывается связующим - замечательно. И вот спиннинг: при весе всей конструкции 200 г годами свистит на околозвуковых скоростях и поднимает немалые килограммы. Это - углеволокно (1,4...1,6 кг/куб.дм), да ещё с кевларовыми или никелевыми оплетками или титановым покрытием, причем, что крайне важно, технология такова, что связующее (клей) составляет в массе менее... В-общем,  некоторые утверждают, что 37% - это оптимум. Моё мнение - иное: чем меньше, тем лучше, хоть 5% (Fenwick к 2000 довел до 18% - и гордился этим). На самом то деле в прослойке клея как клей работает только молекулярная плёнка, а всё остальное - не более, чем наполнитель геометрических  недоработок, "щелястостей" и "корявостей" склеиваемого, причем - весьма поганый наполнитель по всем статьям: и прочности, и пластичности, и упругости, и весу... Я догадываюсь,  как - в ближайшие лет 10 - будут достигнуты эти самые 10...5%, - и, соответственно, повышение весо-прочностных характеристик - и не на проценты, а "в разы". Но это -  пока другая тема...
Что общего между лодкой и спиннингом? - И то (гондола), и другое - труба: тонкостенный цилиндр переменного диаметра (и толщины стенок!) длиной 2...3 м; может быть, с оребрениями-усилениями (кстати, спиннинги есть и граненые). Сантиметровой трубкой можно поднять килограммов 10...20. От 50-сантиметровой - правда, с вырезом-кокпитом в середине - требуется поднимать всего то 100. Причем в трубе-лодке (не катере!) нагрузки приложены к середине, идеально распределены, - а в спиннинге - как раз наоборот!
Это я к тому, что в-принципе - из Dyneema, углеволокна и кевлара плюс достойные технологии - достаточно прочное судно типа "ЯХ" можно построить и весом до 5 кг... Странно, что это всё ещё вызывает скепсис. Странно хотя бы потому, что 2,5-килограммовый велосипед, полегчавший за полвека в десять раз, - не вызывает...
А 15 кг - это всего лишь отправная точка: мешковина, "ручная выкладка" и, как максимум "высоты" технологии - сушка всего студенистого бутерброда в мешке, из которого отсосана атмосфера... За пятью же кг, по-моему, гнаться и не стоит. Судно в 10...15 кг, но прочное, комфортное, быстроходное - соответствующее снасти и методам, классу спорта - при разумной цене - - вот что "ЯХ".
Справка: стеклоткань - дешевая; связующее - значительно дороже, но его то как раз чем меньше, тем лучше (не как ныне часто видим - 50 на 50...); углеткань 0,15 мм около 200 р/кв.м, т.е. за один слой общей площадью 5 кв.м надо 1000 р - примерно столько же, сколько за титановый. Dyneema, - точнее, изделия из нее, - пока дорога. Однако, она уже вытеснила кевлар из производств средств защиты и рыболовной снасти и сейчас активно внедряется в автостроении: значит, будет дешеветь. В-принципе, - ничего сложного. Пучки полиэтиленовых микронных волокон (штук по сто), сплавленных через миллиметр и сплетенных-сотканных.
(Если бы, если бы... Слой уголька в слоях Dyneema и горячая опрессовка поливинилхлоридом...)
 

Часть 7.  ЧЕМБЕРЛЕН

Вообще-то, мне нужна не писанина с картинками, а лодка. Хоть из АМС или стали сваренная, хоть из дюраля склепанная, хоть из шпона-фанеры сшитая, хоть из всего по-немногу...
Мужики!
Кто даст ответ Чемберлену?!
(а  я  п о м о г у;  по крайней мере, готов  н а  с в о й  р и с к  дать сколь угодно точные параметры: размеры, геометрию обводов и т.д., - только мне нужно знать возможности производителя по материалам и технологиям; в конце концов - не в крыльях-обводах дело: лишь бы было 4 плюса и потом ни одного минуса...).

 

Часть 8.  ПЕНА

Пенопласт. Мне объясняли, что заполнение полостей им чревато. Через любые дефекты впитывает некоторое количество воды, причем отдача в обратную сторону, высыхание, - идет очень плохо. Ну и что? Вберет доли процента от веса... Это на дюральках, где "дефекты" - как норма, да хранятся годами либо на плаву, либо во дворе, может, и неприятно. Да и что не впитывает, если есть дефекты? Стеклопластик - впитывает, причем дело не ограничивается увеличением массы на какие-то доли процента: вода, тем более при замерзании, микрорасслаивает материал корпуса... Даже надувашки: накачка влажным воздухом (например, ртом или лягушкой, поставленной на сырое место) существенно снижает срок службы.
Пенопласт и жесткости добавит, и загерметизирует: доли процента, может, и примет, но процентищи - не пропустит. Не зря по этому пути пошли родео-каякеры и серферы.
 

Часть 9.  КОМПАНИЯ

В компании - всегда лучше. То есть - ехать, бивуачить... А с рыбой спиннингисту, всё же, желательно тет на тет.
Но картоп-то у меня - одноместка. Хотя машина - трехместка (по паспорту 5, но бьют, как известно, не по нему...). Что делать ещё одному-двум?
Во-первых, можно то, что и раньше: надувашки или байды, или по берегу (а через протоку я и на одноместке могу перекинуть), или грибочки-ягодки... А можно и покашеварить (да и посторожить) кому-то. А в другой раз - поменяться ролями.

Можно и по другому.
Тримаран можно сделать всё-таки члененным, с отсоединяющимися аутригерами (а носовой настил-отбойник заменить тросом-отбойником). Тогда две гондолы умещаются на крыше, а аутригеры - в них. В-принципе, и по воде можно идти и в катамаранном варианте, и даже в тетрамаранном (можно и сексомаранном, - но, пожалуй, неприлично). И расцепиться, когда захочется.
Кстати, если уж делать не-монолит, то можно и вынос, и глубину погружения аутригеров сделать регулируемыми. И грамотно подпружинить...
Можно просто заложить и двухместный вариант - удлинив гондолу на метр. Можно сделать трехсекционную конструкцию - так, чтобы этот метр вставлялся или убирался. Благо такая потребность - переконструировать - возникнет не вдруг, да и не часто: делается не спеша, в гараже. Надо отметить и то, что такое членение отнюдь не уменьшает прочность, жесткость корпуса, а, напротив, увеличивает. Проверено на множестве плавсредств, хотя и другого класса ("Романтика", одна из "Малюток", "Автобот", множество самоделок, а также "Тортилла" - тримаран).
 

Часть 10.  РОМАНТИКА - ЭТО НЕ КОГДА СЫРО И ХОЛОДНО,

а когда романтика: об оборудовании - совершенно необходимом, желательном и на гурмана.

Весла.
Тонкие, легкие, длинные, непотопляемые. Лопасти желательно с изгибом. По-видимому, неразборные: в гондоле достаточно места, чтобы сделать крепления и укладывать туда при транспортировании по суше. На плаву при остановках, видимо, придется заносить лопастями на нос: иначе будут мешать в рабочем задне-боковом секторе. Но мешать при вываживании всё-равно будут... Тут есть над чем подумать.
Иногда ещё полезен шест, малое весло-лопатка. Полезен и багор - например, на том же шесте: им можно на небольшой глубине или в кустарниках орудовать как отцепом. Но всё это закладывать в комплектацию вряд ли стоит.
Сиденье (банка).
Не сиденье, а кресло! По крайней мере, в более дорогих моделях.
С мягким покрытием, со спинкой, спрофилированное по Акерблому. Спинка может быть неширокой, но достаточно высокой, поддерживающей выше поясницы. Откидывающаяся - назад, и фиксируемая в этом положении при транспортировании. В некоторых пределах кресло должно быть перемещаемым вдоль корпуса.
Упоры ножные.
В сечении - разносторонний треугольник, при разных установках получается разный наклон под ногу. Можно сделать из пластика, покрытого путанкой. На дно наклеиваются полосы липучки (крючки), и упоры фиксируются в нужном месте.
Якорная лебедка.
Очень полезная вещь. Закрепляется где-то под рукой, трос тянется на шкив, установленный в передней части.
Спиннингодержатели.
Отрезки трубы, мягкой или со вставленной прокладкой. Закрепляются на внутренней стороне бортов вблизи рыболова-гребца - так, чтобы можно было легко дотянутся рукой. Лучший вариант - допускающие изменение наклона от назад-наружу до вертикального. Или - как "дыры" в крыльях... Очень нужная вещь, требуется две штуки - по обоим бортам.
Тент.
Я привык без тента, но, наверное, и к тенту бы - привык... Особо ломать голову над конструкцией не требуется - достаточно взглянуть на появившиеся в изобилии легчайшие палатки: упругие гибкие хлыстики с подцепленными к ним полотнищами, сворачивающиеся и распрямляющиеся в дуги каркаса. Концы хлыстиков достаточно вставить в гнезда (типа подуключин), размещенные по крыльям-палубе и бортам. Материал полотнищ - прозрачная плёнка.
Кстати, гнезд желательно сразу закладывать в конструкцию побольше - они много для чего могут оказаться полезными. Начиная от лееров и до крепления фартука: может, кому-то он потребуется (по крайней мере, при транспортировании на авто, да и при зимнем хранении - не лишен). В эти же гнезда можно вставлять якорные лебедку и шкив, лот-лебедку, транспортировочные колёсики, рогульки для удочек и много еще чего. В них же можно фиксировать спиннингодержатели, полку-коробку с блеснами и даже столик.
Пеналы-тубусы, ящички-карманы...
Ящички-карманы - в крыльях, под сиденьем, по бортам - наверное, полезная штука. Но еще более полезными были бы пеналы в крыльях, желательно - до 1,4 м глубиной (из расчета на спиннинг до 2,7 м), или 1,25 м, или хотя бы 1,1 м. Туда же - тент (если есть), складной подсачек, багорик.
Внутренняя отделка.
Хорошо бы гондолу покрыть внутри тонким слоем упругого нескользкого пластика. То же - и по бортам сверху. Тепло-, шумоизоляция, дополнительная герметизация и упругость корпуса. Особо полезным полагаю для корпуса из тонколистового титана. По анодированию ляжет хорошо.
Наружная отделка.
Пластик и так при производстве окрашивается в массе. Титан - надо обязательно анодировать.
Для гурманов (и за особые деньги) можно и расцветить, закамуфляжить, голографические картинки поклеить...
Захваты.
На верхние плоскости крыльев наклеивается ткань с полосами путанки. Вторые полотна с полосами липучки (крючков) полуоткинуты. Рыба вытаскивается на крыло и пристегивается вторым полотном (можно прямо с мотнёй подсачека). Не бьется - не ранит себя и рыбака.
Крепежно-транспортные штучки.
О них я уже упоминал: кронштейны, позволяющие крепить судно на крыше авто без багажника, колёсики на корму для перемещения вручную. Колёсики могут быть двойного использования: сдвинув резину, получаем якорный шкив.
Гермомешки.
Для одежды, еды - или с водой на дно как балласт.

Весел - полно. За опытом лучше всего обратиться к спортсменам-байдарочникам и воднотуристам. Хороших кресел - тоже немало можно подсмотреть на иноземных сайтах. Якорные лебедки на сайтах видел. Кажется, и питерцы для "Карасика" предлагают. Спиннингодержатели - съемные-поворотные см. на "Бородатых страницах" и для "Карасика", а стационарные - на Sevylor'ах. Тентов - море. Гермомешки - у туристов; например, у "Сталкера" (байдарка "Щука").
 

Часть 11.  КРАСОТА - СТРАШНАЯ СИЛА
 
 
Байдарку или каноэ с приделанными на палке поплавками каждый, кто и не видел, легко может представить. Поэстетичнее выглядит фабричный тримаран-яхта.
 
Но мне почему-то полюбилась (полюбились?...) "Барракуда". Хоть и маленькие такие аутригеры-крылышки, но хороши.
И всё остальное хорошо.
Велосипедный привод - мечта! Только не один центральный, а пара движителей - под крылья...
 

Часть 12.  О ТОЙ, КОТОРАЯ КУСАЕТ

Есть в продаже, доступны Н-2, ПЛ наименьших размеров, Б-2. Цены тех, что я рассматривал в Таб.1, примерно таковы:

Н-2 - 5...6 т.р;
ПЛ - 7...10 т.р;
Б-2 - 6...15 т.р.
Таким образом, психологически приемлемой, не отпугивающей ценой за то, что нужно, является цена от 5...7 т.р. А вот когда человек поймет, что это действительно то, что нужно, он постарается приобрести более (или - наиболее) комфортный вариант, даже и значительно более дорогой.

Я думаю, что, независимо от материала и технологии, "голый" тримаран, только со сравнительно простыми веслами и доской в качестве банки, удовлетворяющий строке "ЯХ" Таб.1, уже пойдет за 6-8 т.р. "Конфетка в упаковке", включающая описанное в Части 10, может пойти и за 12. Двухместка найдет покупателя и за 10-18.


 
 
 


 
Click Here to Visit! Fishing Topsites
image linking to 100 Top Bait and Tackle Sites Vote for Us at The Outdoor Lodge's Top Fishing Sites Rambler's Top100