Джун Сонода        

Современные системы подтормаживания в мультипликаторах
Зачем нужны, какая и когда лучше и почему?

SVS, 4x4SVS, Mag, Magtrax, UltraMag, MagForceV, IVCB, FlyingArm...  Что дальше?

Справа: Shimano Bantam MagCast

Современные системы подтормаживания 

    Изготовители говорят, что их катушки имеют "новаторские" тормозные системы, но не раскрывают подробности.  Попробуем разобраться в этих  новых  системах и их различиях.

Почему и когда надо подтормаживать?

    Системы подтормаживания кастинговых катушек должны обеспечивать - в идеале:  1) максимальные скорости вращения шпули и полёта приманки сразу после освобождения лески;  2) уменьшение скорости вращения шпули - ровно настолько, чтобы не допустить образование "бород" [1].  При этом - понятно - чем выше скорости, тем дальше заброс.

   На диаграмме слева (ниже) синяя линия соответствует скорости приманки и шпули в простой ситуации.  После достижения максимума скорость падает медленно.  Красная линия соответствует сложной ситуации - как, например, при кастинге Rapala Shad-Rap против ветра.  При той же начальной скорости далее требуется большее торможение шпули.  Добавим, что для кастинга накоротке и питчинга свои требования к системе подтормаживания.  В этом случае скорость вращения шпули мала и чем меньше подтормаживание, тем лучше.  Таким образом (см. правую диаграмму), идеальная система подтормаживания должна: 1) совсем немного тормозить медленно вращающуюся шпулю; 2) на средних скоростях шпули регулироваться в широких пределах; 3) переходить как бы в насыщение на высоких скоростях - чтобы максимизировать начальную скорость катушки. 

Системы подтормаживания

    Две системы, центробежная и магнитная, продолжают доминировать.  Они надёжны и технологичны. 

    Центробежная система (ЦБС) использует трение грузиков о кольцо.  Сила торможения пропорциональна квадрату скорости катушки. Поэтому на больших скоростях она намного больше, чем на малых.  Следует отметить, что с центробежной системой бросок хорош при малой скорости (питчинг, например) - приманка летит и в конце заброса.  Это потому, что при скоростях, близких к нулю, торможения нет.  Но при увеличении усилия броска дальность заброса растёт не очень заметно.  Чем выше начальная скорость, тем больше - в квадратической зависимости - её гашение системой.  Таким образом, центробежная система не "идеальна": достаточное подтормаживание на средних скоростях и "насыщение" на высоких не сочетаются.  Кроме того, есть проблемы с собственно настройкой. 

    Система  SVS (Shimano) позволяет изменять кривую подтормаживания - пропорционально количеству задействованных грузиков [2].  В  4x4SVS (Scorpion 1000) настройка извне: специальное управляющее кольцо внутри катушки соединено с рукояткой снаружи.  Кроме того, для точной настройки можно задействовать 3 внешних блока в разной комбинации.  В обеих системах можно "поднимать" или "опускать" кривую, но невозможно получить "идеальную" для средних и высоких скоростей одновременно.  При активации такого числа грузиков, которое обеспечивает надёжную работу на средних скоростях, дальность заброса заметно падает.  Именно поэтому центробежные подтормаживатели сравнительно неэффективны при кастинге против ветра. 

   Центробежные подтормаживатели почти не действуют на малых скоростях катушки. Кривые соответствуют случаям, когда задействованы 1, 2, 3 или 4 грузика.

    Магнитная система (МАГ) использует электромагнитную силу, которая возникает между магнитами и движущимся металлом, в данном случае шпули [3].  Сила торможения прямо пропорциональна скорости шпули. Она также обратно пропорциональна расстоянию между магнитами и шпулей - поэтому для магнитной системы раньше других применена настройка извне, путём изменения этого расстояния рукояткой [4].  Система имеет широкий диапазон регулировки для средних скоростей, но избыточно тормозит на малых [5].  На больших скоростях торможение менее заметно, чем у центробежной системы, что позволяет развивать более высокую начальную скорость.

 
  Традиционные магнитные системы включают панель с 3-5 маленькими магнитами, располагающуюся вблизи щёчки шпули.  Новые используют специальный ротор-индуктор на шпуле и С-образные магниты.  Такая система даёт более "гладкий" кастинг [6].

    Благодаря широким возможностям на средних скоростях и сравнительно высокой силе торможения на малых, магнитная система хороша в сложных ситуациях, например, кастинге против ветра. 

    *Механический подтормаживатель (МП) позволяет управлять начальным уровнем. Его действие почти не зависит от скорости и только "поднимает" кривые центробежных или магнитных систем.  Устанавливается на малую силу торможения - но этого достаточно, чтобы быть эффективным при скорости, близкой к нулю, когда другие системы действуют слабо.  Действует и при касании приманкой воды, когда её скорость гасится резко.

   Ручка настройки Conquest 100.  Имеет "микроклик" [7] и не сбивается на рыбалке.

Что имеем сегодня?

    Центробежные системы SVS и 4x4SVS (Shimano) "продвинуты" в смысле некоторой степени управления крутизной кривых подтормаживания.  Но не формой - которая не "идеальна".  Так что вопрос управления формой остался открытым.

    В магнитных системах было предложено несколько интересных модификаций.  В 1982-1986 Abu применяла на катушках UltraMag, XLT-FL, 1021FL систему UltraMag.  Здесь панель с магнитами отходит от шпули при высоком значении силы торможения.  На панель действует такая же сила от шпули, как от неё - на шпулю. Панель подпружинена, но "плавает" по направлящим в зависимости от этой силы.  Ручка настройки задаёт сопротивление пружины и позволяет управлять "точкой насыщения" (см. левый график ниже).  Система не позволяет управлять формой кривой при особо низких скоростях, т.е. здесь ведёт себя как обычная магнитная система.

    Комбинация  систем - ещё одна попытка: S3000C/T3000C (Promax) от Abu имеют и центробежный, и магнитный подтормаживатели, при этом собственно регулируется только магнитный.  Однако желаемое - преимущества центробежной системы на малых скоростях и хорошая регулировка на средних, характерная для магнитной системы - достигается лишь в малой степени.  Магниты добавляют подтормаживание на высоких скоростях и снижают дальность заброса.  И на малых скоростях, даже выставленные на "0", магниты действуют избыточно.

    MagForceV (Daiwa) - первая и единственная система, характеристика которой имеет кубическую зависимость от скорости шпули.  Это усовершенствованная магнитная система, объединенная с центробежной системой позиционирования.  До скорости S1 (см. ниже) ротор неподвижен и система тормозит слабо.  Между S1 и S2 ротор-индуктор начинает передвигаться в щель между магнитами - под действием специальных центробежных скоб.  По достижении S2 ротор далее не движется, характеристика как у обычной магнитной системы, т.е. линейная.

     Система MagForceV имеет характеристику, подобную характеристике центробежной системы, но позволяет изменять её форму - точно и в широких пределах.  А на малых скоростях характеристика даже круче, что очень хорошо для заброса.


   Красные детали могут двигать ротор-индуктор в щель между магнитами (показаны серыми, шпуля развёрнута). Millionaire CV-Z.

    Что действительно ново в MagForceV, так это изменение кривой ближе к "идеальной" в области малых скоростей.  Притом здесь сохранены преимущества магнитной системы на высоких скоростях и относительно широкий диапазон регулируемости на средних.

    При установке на "Max" получаем достаточное подтормаживание, его крутой рост на средних скоростях (S1-S2), но на высоких скоростях оно растёт только "по-магнитному" линейно.  При этом на малых скоростях торможение совсем слабое и вполне удобно делать короткие забросы.  При установке в "Min" подтормаживание слабое и на средних скоростях, что позволяет выполнять "планирующие" забросы.

    FlyingArm (Ryobi) и IVCB (Abu Morrum SX) - усовершенствованная центробежная система с возможностью настройки, причём плавной.  Здесь используется центробежные силы на рычагах, установленных на шпуле (зачернены на рисунке ниже).  Вид кривой такой же, как у обычных центробежных подтормаживателей, т.е. система либо слишком тормозит на высоких скоростях, либо, если отрегулировать на слабое торможение, высока вероятность "бород", особенно в ветер.

   При вращении шпули рычаги с грузиками за счёт центробежных сил касаются и трутся о тормозную панель (показана синей), соединённую с корпусом катушки.  При изменении положения тормозной панели сила трения меняется.  Если угол у рычагов 45 градусов, торможение максимально, при 0 градусов торможения нет.  Поскольку грузики ("тормозные башмаки") маленькие, тормозная панель должна устанавливаться очень точно.  Система требует качественных конструирования и техпроцессов. Иначе, например, 7 из 15 позиций настройки могут оказаться бесполезными - будут задавать слишком маленькое подтормаживание.

Заключение?

    Из доступных в настоящее время я считаю MagForceV наиболее совершенной.  Её характеристика близка к "идеальной" кривой во всех диапазонах скоростей, причём довольно широко регулируется на средних скоростях. FlyingArm, IVCB я бы поставил на второе место, немного впереди 4x4SVS, благодаря возможности непрерывной, плавной регулировки.  Далее - SVS, обычная магнитная система и комбинация магнитной и центробежной систем.

    Сказанное, конечно, не значит, что катушка с MagForceV - однозначно лучшая катушка.  Качества кастинговых катушек зависят от многих факторов: инерции шпули, свойств шарикоподшипников, жесткости корпуса, веса и т.д. [8]  Я люблю Shimano с SVS - меня устраивает то, что в нормальных условиях система позволяет хорошо бросать.

    Надеюсь, вы поняли различия в системах подтормаживания, а какая катушка лучше для вас - ваш выбор. 
 

Скорость: Медленная: Средняя: Высокая: *Примечание
Требования к торможению Малое Широко регулируемое Как можно меньше -
Цели Ближний заброс Предотвращение "бород" Дальний заброс -
Центробежная Отлично Плохо* Средне Не регулируется
SVS Отлично Средне* Средне* Не сочетаются
4x4SVS Отлично Хорошо* Средне* Не сочетаются
Традиционная магнитная Плохо Отлично Хорошо -
UltraMag Плохо Отлично Отлично* Единственная "идеальная" кривая на высоких скоростях
ЦБС+МАГ Плохо Отлично Средне(-)* ЦБС добавляет слишком много на высоких скоростях
MagForceV Отлично Хорошо Хорошо Лучшая [9]
FlyingArm, IVCB Отлично Хорошо* Средне* Не сочетаются
 
 

Комментарии (и вопросы) переводчика

    1.  У англоязычников синоним нашей "бороды" - "birds nest", птичье гнездо.
    2.  Или заменой грузиков на более/менее массивные.
    Кстати, направляющих для грузиков может быть разное количество. Когда есть набор грузиков (пар) - в SVS достаточно двух.
    Кто-то искал шпулю к Calcutta-200. Пожалуйста - $90 и ваша, с 30 грузиками (по 6 штук в 5 весах). Этот и прочие тюнинги для Shimano от Yumeya есть у Плата: http://www.plat.co.jp/english/bass/shimano/yumeya.htm.
    3.  Строго говоря (как я понимаю) - происходит сцепление магнитных полей: собственно разрыва постоянного магнита и поля электрического тока, индуцированного именно этим разрывом в движущемся проводнике. Т.е., это может быть любой проводник (металл).
    4.  Действительно Abu не делала в старых катушках никаких средств подстройки ЦБС?
    5.  Может быть, для питчинга и так. Но, нормально настроенный для средних скоростей, магнитный тормоз иногда даже недостаточно тормозит на малой, на излёте: без МП или пальца - концевые перебежки. Сугубо личное.
    6.  Работают не собственно магниты, а магнитные разрывы. Если бы магниты были действительно "С-образные", они как раз были бы предельно асимметричные... На самом деле сейчас эти кольца составлены из магнитных сегментов, например из 6 сегментов каждое, а риски на них только "информационные". Но причина, наверно, не в "гладкости кастинга". Во-первых, это переходная система - к MagForceV. Во-вторых, развязывает руки при конструировании шпули: V, U-образные, тем более особо мелкие (неглубокие), не имеют плоских щёчек.
    7.  Там и резиновая манжета контрит... Сами "клики" здесь, вроде, не нужны, но дополнительная фиксация не лишняя. Я постоянно опасаюсь потерять эту резьбовую крышечку.
    8.  И условий, характера применения, конечно.
    9.  А я, пожалуй, к UltraMag'у присмотрюсь: питчинг не так актуален, как лёгкий дальний заброс. Ещё: есть ведь такая система, как DC (DigitalControl). Побьёт она, пожалуй, все системы...

    Кстати, Jun предлагает как тюнинг для Calais (4x4SVS или SVS) не только облегчённые шпули, но и замену системы на традиционную магнитную. Здесь, правда, не 5 магнитов, установленных с чередованием полярности, - подряд, вблизи, - как чаще всего, а 4 группы по 2. То есть, "сильно" работающих магнитных разрывов здесь тоже 4 - плюс 4 "слабых".
    "Гладкость", вроде, достигается (см. 5) - только существенно ли это? В традиционной магнитной ничто не мешает переставить магниты - пластина с гнёздами такая же.
    Начало перехода к MagForceV видим на Daiwa Procaster 100HN/HL. Те же шпеньки-магнитики, никакой центробежной подстройки: ротор-индуктор жестко соединён со шпулей. И цена - $60, если "там".

Источник: http://www.japantackle.com/brake_system.htm
Авторизованный перевод: Владимир_Казань, 4.07.05
Оптимизировано для IE5+ 800x600

 
 
 
 
Установлены 2-4.01.2006 Fishing Topsites
image linking to 100 Top Bait and Tackle Sites Vote for Us at The Outdoor Lodge's Top Fishing Sites Rambler's Top100