Джун Сонода      

1.  Снижение массы шпули

    Вас заинтересовали перфорированные шпули на Shimano для внутреннего японского рынка? Вы на правильном пути! Потому, что самое существенное различие между Shimano US и Shimano Japan - разная "кидабельность".
 
    Шпуля Shimano Scorpion 1000   ►

    Три фактора влияют на кастинг в наибольшей мере.  Это  1) система подтормаживания,  2) шарикоподшипники и их смазка,  3) момент инерции шпули.  Начиная с Metanium/Chronarch в дизайн шпуль вошли "дырки" и очень тонкие стенки.  Таким образом Shimano удалось существенно снизить момент шпуль и достичь большого прогресса в кастинге. А если точнее, снижены массы именно тех частей шпули, которые наиболее сказываются на моменте инерции.

    Чем меньше инерция, тем лучше кастинг.  Во-первых, требуется меньше энергии, чтоб разогнать шпулю в начале заброса.  Во-вторых, при контроле заброса меньше приходится подтормаживать. Наконец, чем меньше инерция шпули, тем скорее она останавливается, когда приманка теряет скорость резко (неожиданно резко).

Инерция шпули

    Инерция шпули при забросе происходит от двух источников, самой шпули и намотанной на неё лески.
    В следующей таблице приведены массы некоторых шпуль [1].

Тип шпули Обычная (*) Облегчённая (*) Облегчённая SF
(тип 1)
Облегчённая SF
(тип 2)
 
Катушка Chronarch 100A Metanium XT
"красный"
Metanium XT
"серебряный"
Metanium MG
Масса шпули, г 18 (*) 15,5 (*) 15 12
Масса с леской, г 30 (*) 25,5 (*) 25 22
Примечание (*): без учёта массы шарикоподшипника на оси

    Как видите, обычная шпуля имеет наибольшую массу, а для Metnaium MG - наименьшую.  Конечно, момент инерции определяется не только массой, но и распределением массы - расстоянием центра масс от оси.  Но если форма (примерно) одинакова, можно говорить о пропорциональности между массой и инерцией: больше масса - больше инерция.

    Большое значение имеет масса лески.  Облегчённая шпуля вмещает 140 ярдов лески 0,285 мм массой 10,2 г.  Обычная шпуля - 170 ярдов, и эти 30 ярдов добавляют 2 г.
    Три шпули Metanium'а имеют одинаковую емкость и общий момент инерции зависит от массы шпули.  Но масса шпуль сконцентрирована вблизи оси и разница в моменте инерции у них незначительна.

Как достичь максимального кастинга?

   1.  Используйте более лёгкие лески.  Флуоркарбон [2] примерно на 50% тяжелее нейлона.  Наполнив шпулю флуоркарбоном, вы существенно повысите инерцию.  С бэкингом из плетёнки и коротким куском флуоркарбона (например, 75 ярдов) кастинг улучшится.  Если подмотаете на шпулю пробковую ленту, момент инерции сможете снизить существенно [3].

   2.  Не мотайте леску до края шпули.  Здесь расстояние до оси максимальное, поэтому каждый грамм сильно скажется на инерции.  Недомотать 30 ярдов лески - это примерно то же по эффекту, что облегчить ось на 8 г [4].

   3.  Замените шпулю на более лёгкую, высококачественную. Шпули от Shimano дороги, но я очень рекомендую это сделать, особенно пользователям Chronarch 100A. К этой катушке подходит шпуля от красной Metanium XT, а Chronarch SF - от Metanium MG. Магниевые шпули - предельное решение. В настоящее время B-Trap уже предлагает магниевые шпули для байткастинговых катушек Daiwa и ABU SX.

    ◄   Другое ценное решение
 
    Shimano тоже ввела в номенклатуру шпулю для тюнинга. Она сделана на базе шпули Metnaium MG, число штырей для тормозных блоков ограничено двумя, может применяться в Metanium MG и "серебряном", Chronarch SF и MG. Цена около $90.

   4.  Сверлить шпулю самому? Снижения массы вблизи валика шпули мало что даёт. Даже если вы насверлите 10 отверстий в шпуле своей Chronarch 100A, эффект будет минимальный. А главное, сделать динамическую балансировку без специального оборудования невозможно. Не рекомендую.


2.  C  SF  шпуля крутится лучше

    Вопрос: Действительно SuperFree катушка Shimano лучше, чем не-SF ?
    Ответ: Катушка с SF лучше. Но почему и насколько ?

Что такое "Супер Свободная" шпуля по Shimano?

    Это конструкция, при которой на забросе вторичная шестерня редуктора и шпуля полностью отделены. В этом случае для шпули источником сил трения остаются только подшипники и она вращается легче. В ранних 80-ых ABU Garcia стала делать шпули свободно посаженными на неподвижный валик, который остался осью вращения и шестерни, и шпули, при этом разъединение их получалось полным (конструкция Ultra Cast).

    Таким образом, конструкция, в которой шпуля на забросе не испытывает трения о другие детали катушки, не является новаторской. Однако Shimano почти одновременно внедрила шпули, облегчённые вообще и привлекательно выглядящие за счёт перфорции в-частности, и конструкцию SF. Всё это заметно отразилось на "кидабельности" и принесло славу.
 
    Не-SF слева, SF справа   ►

    Конструкция Super Free ликвидирует трение в двух местах. Первое - между валиком катушки и вторичной шестерней (её внутренней поверхностью).

    ◄   Конструкция Super Free
 
    При нажатии на клавишу вторичная шестерня (голубая на рисунке) перемещается вправо, выходя из зацепления со штифтом на валике (жирный чёрный). В зацеплённом состоянии контакт между шестерней и валиком в красной зоне есть, но когда шестерня займёт крайнее правое положение - его нет. При этом шестерня продолжает опираться на подшипник (зелёный) [5].

    Ключевой момент SF: вторичная шестерня опирается на внешний шарикоподшипник, не на валик шпули. Поэтому зазор между внутренней поверхностью шестерни и валиком шпули не играет роли. Действительно, для SF этот зазор делается порядка 0.01". В не-SF катушках зазор порядка 0.001", это ведь не разъединяющий зазор, а чисто технологический: шестерня именно опирается на валик шпули - иной опоры у неё просто нет.

    ◄   "Обычная" конструкция
 
    В не-SF конструкции шестерня всегда находится непосредственно на валике шпули и они трутся друг о друга. Зазор должен быть минимальным, потому что валик определяет рабочее положение шестерни (в том числе относительно первичной шестерни).

    "Второе трение", устранённое в системе SF, - происходящее от третьего подшипника на валике шпули (на "длинном" конце валика). Ведь в этой системе положение вторичной шестерни задаётся валиком шпули, поэтому он долен поддерживаться третьим подшипником, с другой стороны вторичной шестерни. Иначе правильное сопряжение с первичной шестерней не будет соблюдено и шестерни быстро износятся [6].

    Просто крутнув пальцем, легко убедиться, что шпуля с SF вращается примерно в три раза дольше. С одним и тем же "родным" маслом - 12-14 секунд против 3-4 секунды у шпули не-SF. Т.е., трение примерно втрое меньше [7].

Действительно ли SF даёт ощутимую разницу в забросе?

    SF улучшает бросок только в ряде ситуаций. Мы ведь так или иначе сами добавляем трение в систему - подтормаживателем. Если трение от вторичной шестерни велико, но оно всё же достаточно стабильно - мы можем ведь ослабить подтормаживатель. Единственная ситуация, когда разница в конструкции заметно скажется на эффективности, - ситуация, когда наилучшая величина подтормаживания меньше подтормаживания вторичной шестерней. Даже отключив подтормаживатель, мы не получим того же результата, что с SF. Когда это происходит? Обычно при невысоких скоростях заброса, типа питчинга, когда чем меньше торможение приманки, тем лучше. Иначе, при прочих равных условиях, "кидабельность" SF и не-SF одинакова [8].

Мой Chronarch SF кидает заметно лучше обычного!

    Это главным образом из-за разной инертности шпули. У Chronarch SF по сравнению с Chronarch 100A меньше лесоёмкость и сама шпуля дополнительно облегчена сверловкой. Инерция шпули очень влияет на "кидабельность", тут прямая зависимость.

 

Комментарии переводчика

    1.  Дополнения к таблице с http://ultimatebass.com/tune.htm (спасибо AndrewD за ссылку):

Reel Scorpion
1001
Metanium
Mg left
Calcutta
151
Citica
201
Curado
201
Chronarch
100A
Calcutta
251
Bare Spool
Weight /grams
13.61 12.70 19.4 20.35 21.4 20.95 23.86
Weight
with line
19.32 21.25 30.97 33.95 34.84 33.67 39.02

    2.  Буквально - фтороуглерод.
    3.  Пробовал. Через пару рыбалок лента уминается примерно до плотности 0,9 г/см.куб. Это хуже, чем бэкинг из обычного монофиламента (не флуоркарбонового), его средняя плотность при крестообразной намотке меньше.
    4.  Могу согласиться с Джуном только для случая флуоркарбона. Момент инерции у шпули, заполненной на 0,8 от номинального уровня меньше, но не 0,8 - металлические бортики остаются той же высоты. С другой стороны:  а) если диаметр верхнего витка 0,8 от номинала, то и рычаг, с которым действует раскручивающая сила от приманки - 0,8;  б) чтобы приманка достигла нужной скорости, она должна раскрутить шпулю до скорости вращения в 1/0,8 раза больше, а силы трения при повышении скорости вращения растут нелинейно.
    В конкретных случаях оптимален разный уровень намотки, но исходить надо от рекомендованного производителем. А если шпуля слишком ёмкая и тяжелая для конкретных приманок и применения - менять катушку или шпулю, эффект будет существеннее.
    5.  Показанный здесь "зелёный" подшипник - это опора вторичной шестерни и только её. У шпули свои два подшипника на концах валика, несимметрично - "левый" ближе к самой шпуле, "правый" дальше от неё.
Есть ряд других вариантов "полной свободы шпули и шестерни". У Tica Sculptor вторичная шестерня опирается не на один, а на два "своих" подшипника, а "правый" подшипник шпули не на конце длинной стороны валика, а там же, где у Shimano не-SF. У Daiwa 4 подшипника там же, где у Sculptor'а, но длинного валика вообще нет, механическое торцевое подтормаживание выполняется с помощью специальной невращающейся "палочки".
    6.  Когда впервые увидел, что, вроде бы, одна ось на трёх подшипниках - не поверил своим глазам. Явно жёсткая ось - на трёх подшипниках! Ведь всегда "третий лишний". Это как бревно нести трём людям разного роста.
Конечно, бывают многоопорные валы - коленвал ДВС, например. Но ведь там именно подшипники скольжения с подачей масла под высоким давлением по всем трущимся поверхностям и на несколько соток не так - всё, стуканул движок. А у шарикоподшипников на заводе специально (!) делается радиальный люфт 2 и более соток.
У Bando Tova такая же "трёхопорная" конструкция, только у 600-й три шарикоподшипника, а у 300-й бронзовая втулка, шарикоподшипник - и перфорированная капроновая втулочка... Как уж она участвует в "несении бревна" не знаю, но тереться при забросе - тоже трётся.
    7.  Только для данного теста! Трение складывается из сил трения в двух подшипниках шпули и между валиком шпули и вторичной шестерней, "третьим подшипником" (в системе SF две последние - 0). На высокой скорости реального заброса всё равно какие-то два подшипника примут на себя нагрузку и основное трение будет в них. "Сателлиты" будут мешать, но не настолько, чтобы утроить суммарную силу трения.
    8.  "Но один вопрос, только один вопрос не давал мне покоя" (Два капитана). Если SF по крайней мере абсолютно ничем не хуже, а хотя бы в чём-то, хоть чуть-чуть лучше - почему вообще не пользоваться только SF?
Понимаю, у кого в пользовании не-SF - рад за них, что разница невелика. Зачем  производить  не-SF? Технологически - практически без разницы... Риторический вопрос, извините. Чтобы дорогие стоили дороже, надо производить подпирающую пирамиду дешевле и дешевле, а сделать вполне рабочую и фирменно-надёжную (!) катушку, но заметно хуже по каким-то параметрам - технически непростая задача. Надо же, чтоб и уши не торчали. Поэтому и не снимаются с производства устаревшие конструкции - даже если они стали неприбыльными. Накрутки на хай-энды окупят весь хитро-маркетинговый комплекс.
...А предположение о "достаточной стабильности трения от вторичной шестерни" - тоже скользкое.

 

Источники: http://www.japantackle.com/Drill_spool.htmhttp://www.japantackle.com/drill_spool_2.htm
Авторизованный перевод: Владимир_Казань, 4.07.05
Оптимизировано для IE5+ 800x600


 
 

 
Rambler's Top100 image linking to 100 Top Bait and Tackle Sites Click Here to Visit! Vote for Us at The Outdoor Lodge's Top Fishing Sites