Подбираем смазку-масло?
 
Вскрыл катушку, хорошо промытую и смазанную фирменной смазкой. За пару месяцев - печальное зрелище. Безобразно быстро почернела, потеряла липкость и объём. Остатки скорее напоминают тонкий слой маслянистой сажи. Т.е., масляная основа либо легко вымывается, либо быстро испаряется. И кто-то кого-то явно "ест". 
Поэтому всё же приподнимаю и этот вопрос. Для начала - что же нужно, что хочется в-принципе? 
 
 То, что требует смазки: 
 
- Внутренние почти изолированные подшипники (например, внутренний на главном валу) 
- Полуоткрытые подшипники, в-основном для воды (например, внутренний на вторичном валике) 
- Полуоткрытые подшипники, для воды и грязи (прежде всего, на червяке) 
- Главная пара 
- Червяк 
- Прочие детали катушки, трущиеся друг о друга "плоско" или с вращением, но без подшипников в этих местах 
- Детали, части поверхностей деталей, не испытывающие трения. 
 
 Материалы: 
 
- "Подшипниковая" сталь, FeCr (в большинстве шарикоподшипников) 
- Пружинная сталь 
- "Нержавейка" (в некоторых шарикоподшипниках, некоторые детали приводов - механизма отключения шпули и др.) 
- "Прочая" сталь (червяк, винтики, иногда главный вал, шайбы, в т.ч. фрикциона) 
- Сплавы меди с оловом, цинком и другими металлами (латуни, бронзы; редуктор, подшипники скольжения, некоторые другие детали) 
- Сплавы на основе алюминия (силовые подвижные детали, корпусные) 
- Сплавы на основе магния (корпусные детали) 
- Сплавы с повышенным содержанием цинка (силовые подвижные детали) 
- Пластики (на основе капрона, углепластов и др.; подшипники скольжения, детали приводов, шайбы, в т.ч. фрикциона, корпусные детали). 
 
 Тезисы-вопросы. 
 
1. Смазка представляет собой масло как основу, загустители разной природы, обеспечивающие "каркас" смазки, т.е. нестекаемость (чем, собственно, и отличаются смазки от масел) и присадки - разного назначения. 
2. Узлы катушки выполняют разные функции, работают в разных условиях, сделаны из разных материалов. Может быть, имеет смысл использовать не одну смазку, а несколько? 
3. Все эти узлы работают на невысоких скоростях и редко испытывают высокие нагрузки. Но иногда испытывают - на пределе, на который рассчитаны. 
4. В характеристиках смазок выделяют, кроме температурных свойств, вязкости, зольности, пластичности-"стекаемости" и некоторых других: 
- водостойкость (включая водооталкивающие качества и стойкость к вымыванию масляной основы) 
- испаряемость масляной основы (а она тоже сильно различается) 
- способность самой смазки вызывать коррозию (! - к сожалению, обычно указывают только по отношению к меди). 
 
 Частное мнение. 
 
Я бы лично предпочёл пользоваться двумя-тремя смазками. Не "конфликтующими", конечно - но это вряд ли проблема: а) вряд ли они сами по себе конфликтны; б) не надо мазать там, где не надо, и лишнего. А именно. 
1. С исключительными водооталкивающими качествами, стойкостью к вымыванию масляной основы, минимальной испаряемостью и минимальной способностью самой смазки вызывать коррозию - не по отношению к меди, а по отношению к магнию! Последнее, как я понимаю, означает тем более повышенные качества по отношению и к алюминию, цинку, железу, меди, олову... Думаю, это и для пластиков самый щадящий вариант. 
Остальные характеристики смазки - какие уж возможны при этих требованиях. Этой смазкой я бы мазал всё, что надо мазать - кроме указанного в следующих пунктах. 
2. Шарикоподшипники из "подшипниковой" стали - смазкой, специальной для них. С присадками, полезными именно для этой стали и только для неё. Поскольку выбор среди таких смазок явно есть, то выбрал бы самую "тихоходную", но с максимально возможной стойкостью к вымыванию масляной основы и испаряемости. 
3. Червяк. Возможно, подшипники червяка. - Не знаю. 
Самый проблемный узел в наших условиях - грязно-песчанистая жижа набивается и в червяк, и в подшипники за несколько рыбалок: шпуля мечет как пескоструйка, с очка натекает. Тут всё надо по-максимуму: подходящая смазка, регулярная чистка-перемазка, поиск запасных частей - готовность к замене по износу. 
Щель в кожухе червяка должна смотреть если не вниз (Bando), то уж вперёд (Daiwa). Для инженеров, ставящих щель в сторону шпули (Tica), более ласкового слова, чем "идиотики", не могу найти...
 
 
2005 г.
 
 
 
 
Click Here to Visit! Fishing Topsites
image linking to 100 Top Bait and Tackle Sites Vote for Us at The Outdoor Lodge's Top Fishing Sites Rambler's Top100